Safety Car: всегда лидирует, но никогда не выигрывает

Зачастую кажется, что привычные для нас вещи существовали всегда. Но это не так. Речь, в данном случае, идет о так называемом safety car – автомобиле безопасности, выезжающем на трассу Формулы 1 в случае аварии или другой серьезной неприятности, угрожающей жизни и здоровью участников.
«Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Остальное — игры», — Эрнест Хемингуэй
«Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Остальное — игры», – говорил Эрнест Хемингуэй. Мы не будем принижать иные общепризнанные виды спорта, однако следует согласиться, что именно в названных писателем видах риск гибели и по сей день очень высок.

Одним из символов безопасности в автоспорте стал сейфти-кар. Обычно его появление на трассе обусловлено сложными погодными условиями или аварией на трассе. Решение о выезде автомобиля безопасности принимается директором гонки. Так же, как и момент, когда ему пора будет свернуть на пит-лейн и позволить пелотону вернуться к борьбе.
Первый сейфти-кар – Porsche 914. Гран-при Канады 1973 года
Первый выезд safety car перед мчащимися болидами Формулы 1 состоялся относительно недавно – в 1973 году, на Гран-при Канады, и сразу был отмечен курьезом.

Бывший пилот Ф1 Эппи Витцез, управлявший желтым Porsche 914 – первым автомобилем безопасности в формульной истории – был отправлен на трассу в самом конце гонки, после столкновения Франсуа Севера и Джоди Шектера.

Но организаторы ошиблись в расчетах и поставили его не перед той машиной, вынудив нескольких лидирующих пилотов обгонять safety car. В результате сразу три команды – Lotus, McLaren и Shadow – встречали на финише одного из своих гонщиков как победителя. Самым «победившим» из них был в конце концов назван Питер Ревсон, которому и вручили Большой Приз Канады.
После финиша судьи еще четыре часа считали, кто же в итоге сколько кругов проехал. И разумеется, многие остались недовольны – в том числе команды, которые самостоятельно считали круги своих пилотов.

Эта «хохма» стоила потенциальной победы Эмерсону Фиттипальди и неожиданно стала в вторым (и последним) в карьере триумфом американского гонщика Питера Ревсона, погибшего год спустя.
Вплоть до начала 90-х годов автомобиль безопасности в Формуле 1 появлялся лишь эпизодически. За это время покрасоваться во главе пелетона успели самые разные машины. И выбор организаторов иногда был парадоксальным.

Если трассу перед болидами утюжит Lamborghini Countach или Porsche 911GT2 – публике это понятно. Никто не против Honda Prelude или «заточенного» под кольцевые гонки Renault Clio Williams. И даже Opel Vectra сойдет за safety car.

Но кто додумался выпустить в 1993 году на кольцо в Бразилии FIAT Tempra с двухлитровым двигателем мощностью в 127 «лошадок»? За спиной у несчастного фиата, цеплявшегося за асфальт узенькими шинами, в тот момент «болтались» десятицилиндровые монстры, выдававшие на-гора 750 «коней»…
Порядок наступил в 1996 году, когда Mercedes-Benz увидел в автомобиле безопасности отличную площадку для маркетинга. С того времени и до сегодняшнего дня только эта марка возглавляет пелотон в качестве safety car.

Модели немецкого бренда периодически менялись – все началось с компактного C36 AMG, которого позже сменили CLK 55 AMG и CLK63 AMG, а затем SL63 AMG. В сезонах 2011–2014 годов, при появлении опасности, на кольцо выезжал 571-сильный Mercedes-Benz SLS AMG с 6.3-литровой V-образной «восьмеркой».

На крыше расположена оранжевая «люстра», оптимизированная специалистами по аэродинамике, с двумя вмонтированными в корпус видеокамерами. Внутри – пара крупных мониторов, позволяющих следить за обстановкой на трассе и, конечно же, радиосвязь с дирекцией гонки.
С 2000 года место за рулём сейфити-кара неизменно занимает немец Берндт Майландер, в прошлом гонщик кузовного чемпионата DTM, суперкубка Porsche и победитель 24 часов Нюрбургринга в 2000 году за рулём Porsche 911 GT3-R. Только представьте: этот человек присутствует на каждой гонке в течение всего чемпионата. И так уже 17 лет подряд!

Конечно, когда сейфити-кар выходит на трассу в разгар гонки, выглядит это, будто он еле тащится. Однако в действительности это совсем не так. Чтобы поддерживать приемлемую для болидов скорость, не позволяющую остыть резине и тормозам и перегреться двигателям, Берндту приходится выжимать из своего автомобиля всё возможное. И как он сам говорит, ехать на 99% своих возможностей, оставляя 1% на то, чтобы самому избежать аварии.
В среднем, на гоночном круге сейфти-кар бы отставал от болида примерно на минуту. Не всегда удаётся выехать на трассу перед лидером, в таком случае его нужно либо попытаться догнать, либо, не создавая помех участникам гонки, пропустить весь пелетон и дождаться лидера.

Кроме того, чтобы поддерживать скорость, ему необходимо держать связь с дирекцией гонки, принимая информацию от них о состоянии трассы, и сообщать о своих наблюдениях. Сидящий на пассажирском сиденье Питер Тиббетс, помогает ему в выполнении этих второстепенных задач, следит за состоянием дороги и управляет сигнальными огнями на крыше. И занимается этим Питер с 1997 года.
На водителе сейфти-кара лежит задача подсказать пелетону оптимальную траекторию движения, чтобы избежать наезда на обломки разбитых болидов, масло и гравий, а во время выезда в дождь, подобрать скорость и траекторию, на которых не случится аквапланирования. На случай выхода из строя сейфти-кара, на пит-лейне всегда есть такой же запасной. К счастью, он пока ни разу не пригодился. А сам Берндт лишь однажды пропустил гонку из-за травмы.
Если шутки ради посчитать, сколько кругов лидировал Берндт Майландер, то в рейтинге чемпионов он окажется на 27 месте с результатом 637 кругов, опережая Джеймса Ханта, Жака Вильнёва, Кеке Росберга, Эмерсона Фиттипальди и многих других!

Ну а в общей сложности машина безопасности выезжала на трассу более 200 раз и лидировала 750 кругов – это дистанция примерно 12 Гран При!

Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал в Telegram!
Один-два материала в неделю — только самые интересные факты об автомобильном спорте и всем, что с ним связано!
Made on
Tilda