Невероятный случай: бабушка с дедушкой на подиуме ЛеМана

Если вы думаете, что в серьёзном автоспорте нет места былой романтике, а всё соперничество сводится к борьбе неограниченных бюджетов, то вы правы. Но есть и исключения: семейная пара Робертсонов со своей командой умудряется участвовать в больших гонках за собственный счёт!
Андреа и Дэвид Робертсоны в 2011 году перед стартом Ле-Мана
В большом автоспорте давно почти нет места романтике. Но история супругов Робертсон из Джорджии, занявшихся автогонками в классе GT2 — исключение, достойное экранизации в духе «Самого быстрого Indian». Однако, повествование про Robertson Racing во многом даже ярче.

Во-первых, своим масштабом: «24 часа Ле-Мана» — это важнейшее мировое соревнование автопроизводителей и команд с мощной спонсорской поддержкой, что делает его битвой почти неограниченных бюджетов.

Во-вторых, Берт Мунро совершил свое первое путешествие на гонки в далеком 1956 году, когда мир спорта был еще прост и наивен по современным меркам, в то время как Робертсоны вышли на старт в 2011-м!

Ну а вишенкой на торте стал их выбор автомобиля — суперкар Ford GT, лишенный всякой заводской поддержки.
Прототип гоночного Ford GT от Kinetic Speed Shop и серийный автомобиль
Это звучит парадоксально с учетом славы классических гоночных Ford GT40, но в 2005-06 годах, создавая новый Ford GT, корпорация принципиально не ставила перед собой никаких автоспортивных целей. Вообще.

Вместо борьбы за победы на трассах они сконцентрировались на борьбе за кошельки розничных покупателей и весьма в этом преуспели. Более 4000 экземпляров Ford GT нашли своих клиентов, а всего лишь десятилетие спустя машины в коллекционном состоянии начали уходить на аукционах намного дороже изначального ценника в $140 000…

Как подразделению Ford SVT удалось разработать столь удачную машину — тема для совершенно отдельной истории, но важно, что при проектировке суперкара никак не учитывалось потенциальное его применение в гонках.
Ford GT от M2K Motorsports для соревнований Texas Mile на ВПП аэродрома
Разумеется, энтузиасты тюнинга внимательно подошли к доработкам Ford GT. По сегодняшний день эта платформа считается идеальной для строительства болидов для заездов на 1 милю по прямой — с мощностью свыше 2000 л.с., радикально перекроенные для достижения своей единственной цели монстры на основе Ford GT способны разгоняться свыше 450 км/ч. Собственно, мировой рекорд скорости в заезде на 1 милю и принадлежит Ford GT команды M2K Motorsports: 472,5 км/ч со временем прохождения дистанции за 22 секунды.

Но, конечно же, корпорация Ford не имеет никакого отношения к подготовке этих автомобилей, да и сами заезды на 1 милю — серьезный и «дорогой» вид автоспорта, но по мировым меркам гораздо нишевее даже обычного дрэг-рейсинга на 1/4 мили. Вот кольцевые гонки, особенно 24-часовые марафоны, это совсем другое дело — участие в Ле-Мане не менее престижно, чем в Формуле-1 и является общепризнанной вершиной гонок кузовных автомобилей.
Ford побеждали в Ле-Мане с оригинальными GT40 четырежды: в 1966, 1967, 1968 и 1969 годах, убедительно «наказав» тем самым Энцо Феррари за несговорчивость в предложенной сделке по присоединению Ferrari к американской корпорации. В 2005-06 годах наказывать было некого, так что даже с названием Ford GT, суперкар не готовили для гонок FIA GT и прочих подобных серий. Вот тут в истории и появляются Робертсоны.
«Как заработать небольшое состояние на автогонках? Начните с большого состояния…»
Кстати, в какой-то степени, Робертсоны наследовали путь Бриггса Каннингэма, который он прошел в 1950-60-х годах как хозяин гоночной команды и собственной марки спорткаров Cunningham. Именно ему принадлежат слова: «Как заработать небольшое состояние на автогонках? Начните с большого состояния…»

Наследник инвестора Procter & Gamble мог позволить себе дорогие хобби с амбициозными целями. Но, опять-таки, история Robertson Racing может соперничать с Бриггсом по драматизму: конечно, Дэвид и Андреа не бедные люди, но они финансировали свою гоночную команду из собственных сбережений и зарплат (до выхода на пенсию он был коммерческим пилотом Spirit Airlines, а она — авиадиспетчером и частным пилотом), несравнимых с многомиллионными доходами аристократической по американским меркам семьи Каннингэмов!
Robertson Racing Ford GT-R Mk VII в гонке ALMS
Быстрые автомобили всегда были частью жизни Робертсонов: Дэвид утверждает, что именно увиденный по ТВ победный финиш Ford в Ле-Мане 1966 года стал катализатором его любви к машинам, а Андреа в юности участвовала и в уличных гонках, и в санкционированном дрэг-рейсинге на своем Plymouth Roadrunner. Однако, к настоящему автоспорту пара пришла в уже достаточно зрелом возрасте, начав в 1998 году с автомобиля Ford для винтажных гонок, где супруги выполняли роль и пилотов, и механиков.

К 2007 году их интерес дорос до создания полноценной собственной команды Robertson Racing с наемным персоналом и покупки профессионально подготовленного Panoz Esperante GT2 и участия в четырех гонках серии American Le Mans Series (ALMS), включая «12 часов Себринга». Результаты были скромными, но дали Робертсонам понимание уровня, требуемого от команды на таких мероприятиях. Они решили взяться за свое хобби по-крупному.

В то время гоночный инженер Кевин Доран (хозяин Doran Enterprises) и пилот спорт-прототипов Оливер Катнер пришли к выводу, что гражданский Ford GT может стать основой для успешного гоночного автомобиля класса GT2, который можно омологировать для гонок FIA. В итоге, в сентябре 2007 года Robertson Racing стали их первым реальным клиентом на машину, названную Ford GT-R Mk VII и в начале января 2008-го Doran отгрузили им шасси №002.
Robertson Racing Ford GT-R Mk VII
Кевин Доран хвалебно отзывался о базовой конструкции, но, по большому счету, от серийного Ford GT осталась только общая схема и очертания, а вся подвеска и кузов были разработаны Doran заново и объединены с нетипичными для дорожной машины агрегатами: атмосферным 5,0-литровым двигателем сборки Roush-Yates и 6-ступенчатой секвентальной трансмиссией EMCO, как на спорт-прототипах.

Парадоксально, но требования класса GT2 определили, что гоночный вариант оказался менее мощным, чем дорожный Ford GT — 505 л.с. против 550. Также, жёсткий регламент определил аэродинамику, близкую к оригиналу, но весь кузов был изготовлен заново из углепластика.
Болиды Robertson Racing в гонке ALMS
По меркам гоночных автомобилей, в момент продажи продукт был не закончен. Тем не менее, Robertson Racing в составе Дэвида, Андреа и третьего пилота Дэвида Мюрри (кстати, все трое — старше 50 лет!) упорно выступали в ALMS, постепенно отлаживая весьма «сырую» машину без всякой поддержки со стороны производителя. Да и о какой поддержке может идти речь, если, как сказал шеф команды Эндрю Смит «от серийной машины тут остались только дворники»? О том, насколько сложная задача стояла перед Робертсонами говорит простой факт — суммарно в мировом масштабе лишь три Ford GT соответствовали классу FIA GT2!

После сезона ALMS 2010 года супруги почувствовали, что в дополнение к этим гонкам они готовы к самой главной автогонке в своей жизни — «24 часам Ле-Мана»! Если судить по абсолютному зачёту, ни квалификация, ни гонка в исполнении Robertson Racing не представляла ничего интересного. Они стартовали с предпоследнего, 55-го места и финишировали предпоследними же на 26-й позиции. Однако, спорт-прототипы классов LMP1 и LMP2 уже давно делают победу более традиционных GT невероятной, поэтому борьба внутри конкретного класса для этой истории гораздо важнее.
Robertson Racing Ford GT-R Mk VII в Ле-Мане
В младшем классе LMGTE-Am, куда допускались болиды GT2, стартовало 10 машин. Большинство из них были быстрее, чем Робертсоны, но менее надёжны. Как описал Дэвид Робертсон: «Мы провели чистую гонку и постепенно поднимались вверх, пользуясь неудачами других». По сути, за весь марафон у команды случилась лишь одна крупная неприятность, связанная с подрулевыми переключателями КПП, и ту они смогли решить достаточно оперативно благодаря собственной мудрости: в отличие от остальных, они сохранили в машине возможность быстро вернуть обычный секвентальный рычаг КПП!

В итоге, из 10 к финишу пришли лишь 4 экипажа: Corvette и Porsche команды Larbre Competition, Робертсоны и Ferrari F430. С 285 кругами, пройденными за сутки, Robertson Racing на 11 кругов опередили пилотов JMB Racing, у которых на Ferrari была схожая проблема с переключением передач, но которую не удалось исправить быстро.
Команда Robertson Racing в сборе в Ле-Мане
Андреа Робертсон признавалась, что по ходу гонки не слишком интересовалась местом, на котором находится ее экипаж — а только самим фактом, что машина по-прежнему в строю. Когда пришел ее черед ехать последнюю часть дистанции, она очень старалась не думать о том, что идёт на третьем месте в классе и пыталась просто сконцентрироваться на вождении и быть спокойной.

«Потом я пришла к последнему повороту и увидела джентльмена, машущего клетчатым флагом и подумала, что это буквально как в кино! И после этого просто проплакала весь круг почета. Маршалы махали флагами на поворотах, зрители перепрыгивали заборы и старались прикоснуться к машинам и подбодрить нас — никогда в жизни меня так не переполняли чувства! И затем ты поднимаешься на подиум и видишь море людей, которые поздравляют тебя. Это невероятный опыт!»
Подиум класса LMGTE Am в 2011 году. Robertson Racing справа, на 3 ступеньке
За время существования «24 часов Ле-Мана» 57 женщин участвовало в гонке и 10 из них смогли даже добыть победу в своем классе — но среди них Андреа Робертсон единственная бабушка! А 3-е место Дэвида и Андреа Робертсонов стало единственным прецедентом в истории этого марафона, когда на подиум взошли муж и жена! Более того, произошло это в день годовщины их свадьбы, став самым потрясающим подарком для супругов-гонщиков.
Весь автопарк Robertson Racing, включая запасную машину, запасные кузова и дорожный Ford GT, оформленный аналогично гоночным
И то, что таких достижений смогла в современном автоспорте добиться совершенно частная команда с практически самодельным автомобилем, кажется самым невероятным во всей истории. Для прочих участников Ле-Мана и даже ALMS бюджеты четы Робертсонов — это просто деньги на карманные расходы. Дэвид и Андреа личным примером доказали, что энтузиазм и целеустремленность способны если не победить, то хотя бы составить конкуренцию большим деньгам!

По материалам D2

Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал в Telegram!
Один-два материала в неделю — только самые интересные факты об автомобильном спорте и всем, что с ним связано!
Made on
Tilda